Быть общительным и заводить друзей не всегда легко. В отношениях много тонкостей. Но люди с расстройством аутистического спектра, или РАС, борются больше, чем большинство. Для них общение с окружающими может быть очень сложным.
Аутизм называют расстройством «спектра», потому что он не одинаков для всех. Как правило, люди с аутизмом испытывают трудности с социальным общением и ведут себя повторяющимся образом.
РАС также может влиять на способность к обучению и решению проблем. Но люди с РАС варьируются от очень одаренных до серьезных проблем.
«Некоторым людям с РАС требуется большая поддержка и более обширные услуги, а некоторые имеют более легкий спектр трудностей и нуждаются в меньшей поддержке», — объясняет доктор Лиза Гилотти, эксперт по аутизму в Национальном институте здоровья.

Ученые не знают точных причин РАС. Они усердно работают, чтобы понять, как влияют различные факторы. Гены, биология и окружающая среда могут играть роль в его развитии.
Родители детей с РАС могут заметить, что их ребенок не отзывается на свое имя, избегает зрительного контакта или взаимодействует с другими только для достижения определенной цели. Дети с аутизмом обычно не понимают, как играть или взаимодействовать с другими детьми.
«Обычно развивающиеся дети, у которых нет аутизма, также должны научиться взаимодействовать друг с другом», — объясняет доктор Деннис Уолл, эксперт по детскому психическому здоровью и технологиям из Стэнфордского университета. «Они по своей природе общительны и общаются с другими. Но дети с аутизмом не такие социальные. Их нужно ввести в этот социальный мир».
Исследователи изучают способы лучше вовлечь людей с аутизмом. Они разрабатывают инструменты, которые помогают изучать эмоции и взаимодействовать с другими людьми. Они также ищут способы заранее определить, кто находится в группе риска. Таким образом, дети могут получить помощь как можно раньше.
Раннее обнаружение
Диагностика РАС может быть затруднена. Медицинских тестов нет. Врачи могут только наблюдать за поведением ребенка по мере его взросления.
Симптомы РАС обычно появляются в возрасте около двух лет. Вот почему эксперты рекомендуют детям проходить скрининг на аутизм во время визитов к врачу в возрасте 18 и 24 месяцев.

«Дети с аутизмом не выглядят так, будто у них есть симптомы в первый год жизни», — говорит доктор Джозеф Пивен, детский психиатр из Университета Северной Каролины. «Дети в возрасте шести месяцев очень общительны. Обычно развивающиеся дети могут играть в прятки, смеяться и заниматься. Детей, у которых развивается аутизм, нельзя отличить по социальному поведению».
Исследователи пытаются обнаружить изменения в мозге до появления поведенческих симптомов. «Если вы сможете выявить детей из группы риска, вы сможете более внимательно следить за их развитием и вовлечь их в программу раннего вмешательства, которая поможет минимизировать этот риск», — объясняет Гилотти.
Команда Пивена отслеживает развитие мозга младенцев с помощью сканирования мозга. Их исследования наблюдают за младенцами из семей, в которых есть ребенок старшего возраста с РАС.
«Мы изучили мозг в первый год жизни и смогли предсказать, у кого из этих детей будет диагностирован аутизм в возрасте двух лет», — говорит Пивен. «Мы обнаружили, что участки поверхности мозга в основном расширялись быстрее у детей, у которых развился аутизм, чем у детей сравнения», — говорит он.
Они также обнаружили различия в том, как функционируют мозговые сети. Его команда сейчас пытается подтвердить эти результаты в исследованиях с большим количеством детей.
Инновационные вмешательства
Своевременное лечение может помочь изменить способ развития ребенка.
«Считается, что в раннем детстве мозг намного легче изменить, поэтому вмешательства могут иметь больший эффект», — говорит Пивен.

Современные методы лечения аутизма включают поведенческую терапию. «Одна из наиболее широко используемых стратегий называется прикладным анализом поведения, или ABA-терапией, — объясняет Уолл. «Эта терапия использует такие инструменты, как карточки, чтобы закрепить понимание лицевых эмоций. Так что на карточках будут счастливые лица и грустные лица».
Команда Уолла создала компьютеризированную версию этой терапии. Система использует камеру на очках дополненной реальности. Но вместо лиц на карточках камера захватывает лицо реального человека, с которым вы разговариваете. Затем он определяет эмоции человека в очках.
«Эмоция приходит в виде смайлика, написанного слова или цвета. Он также излучает компьютеризированный голос, говорящий об эмоциях через динамик», — объясняет Уолл.
У детей с аутизмом, которые использовали эту технологию, улучшилось социальное поведение. Сейчас команда Уолла тестирует дополнительный подход в приложении, чтобы помочь детям научиться выражать эмоции.
Приложение работает как игра. Один человек держит телефон на лбу, а другой разыгрывает отображаемое изображение, например удивленное лицо. Затем вы говорите то, что, по вашему мнению, они отыгрывают. Если вы правы, вы получаете балл и переходите к следующему.
«Эти инструменты предназначены для использования в тех же окнах развития, в которые обычно развивающиеся дети изучают эмоции», — говорит Уолл. Они оказывают детям с аутизмом дополнительную помощь, в которой они нуждаются, чтобы понять свой социальный мир.

Другая группа тестирует театральные приемы для оттачивания социальных и эмоциональных способностей. Люди с аутизмом разыгрывают пьесу вместе со своими сверстниками. У пьес есть разные темы, которые касаются соответствующих возрасту тем.
«Они сосредотачиваются на каждом аспекте того, что кому-то нужно для успеха в социальных взаимодействиях», — говорит Гилотти. «Вы должны думать о своем характере и о том, что вы проецируете своим лицом, телом, голосом и жестами. Но вы также должны думать о других персонажах в пьесе, о том, что они думают, что чувствуют и что проецируют».
Клиническое исследование под руководством доктора Блайт Корбетт из Университета Вандербильта показало, что люди с аутизмом, участвовавшие в спектаклях, улучшили свое социальное понимание и взаимодействие со сверстниками.
Персонализированные процедуры
Поскольку аутизм у всех разный, исследователи ищут способы определить, какие методы лечения для кого лучше всего подходят.
«Они ищут разные маркеры, связанные с разными типами социальных трудностей», — говорит Гилотти. «Если вы сможете начать выявлять эти различия в мозге, тогда вы сможете разрабатывать методы лечения, основанные на них».
С возрастом люди с РАС сталкиваются с различными проблемами. У некоторых симптомы могут улучшаться с возрастом и лечением. Но многим все равно понадобится помощь, когда они станут старше. Исследование, финансируемое NIH, также сосредоточено на том, как поддержать переход к взрослой жизни.
Диагноз РАС может быть поставлен в любом возрасте. Хотя симптомы проявляются в раннем детстве, они могут оставаться незамеченными до более позднего возраста. Если вы считаете, что у вас или вашего ребенка могут проявляться признаки заболевания, поговорите со своим лечащим врачом.
Признаки аутизма
Дети или взрослые с аутизмом могут:
- избегайте зрительного контакта и хотите побыть в одиночестве.
- с трудом заводит друзей или общается со сверстниками.
- пропускать социальные сигналы, такие как выражение лица и жесты.
- избегать или сопротивляться физическому контакту.
- не указывать на предметы, чтобы показать интерес, или не смотреть на предметы, когда на них указывают другие.
- с трудом говорят о своих чувствах или понимают чувства других.
- настаивают на привычном распорядке и расстраиваются из-за незначительных изменений.
- быть более или менее чувствительным, чем другие, к запаху, вкусу, внешнему виду, ощущению или звуку вещей.